Главная цель CRM mdash; упростить управление бизнес процессами компании, автоматизировать их и сделать более прозрачными. Но что делать, если ваш бизнес с его процессами не уклад...

Как создать CRM на заказ? Разработка программы для учета клиентов

Как создать CRM на заказ? Разработка программы для учета клиентов

CRM – это программа, предназначенная для учета, обработки и хранения информации о клиентах, партнерах и поставщиках, а такжн истории взаимодействия с ними. Ее главная цель — упростить управление бизнес процессами компании, автоматизировать их и сделать более прозрачными. Особенно важно, чтобы CRM упрощала работу и помогала развиваться бизнесу, а не загоняла его в ограниченные рамки своих возможностей.

Существующие готовые CRM Битрикс24, АМО и другие — универсальные инструменты. Их преимущество в легком старте, сравнительно большом стандартном наборе инструментов и универсальности, невысокой стоимости содержания. Но что делать, если ваш бизнес с его процессами не укладывается в рамки стандартных универсальных CRM?

Создать CRM, заточенную под ваш бизнес и ваши уникальные бизнес-процессы с его стандартами.

Обновление Июнь 2023. Создали решение F-CRM + Site - сайт компании в виде лендингов со встроенной CRM для обработки заказов. Подробнее

Что дает реализация crm стратегии организации

CRM-стратегия — это система глобальных целей и способов их достижения в процессе выстраивания взаимоотношений с клиентами. Она позволяет отстроиться от конкурентов и способствует росту прибыли за счет внедрения клиентского сервиса. CRM-стратегия лежит в основе разработки  CRM-системы на заказ.

Реализация CRM-стратегии дает такие преимущества компании:

Признаки того, что вам нужна CRM на заказ

  1. Вы изучили возможности готовых CRM и обнаружили, что в них нет необходимого функционала, чтобы максимально автоматизировать сложные бизнес-процессы вашей компании.

  2. Вы ранее пользовались универсальными CRM, но намечается тенденция, что их функционала уже недостаточно. Требуется расширение уникальных возможностей под нужды вашего бизнеса.

  3. Вы пока работаете в Excel, но хотите перейти к CRM, которая гибко будет развиваться вместе с вашим бизнесом, подстраиваясь под него, а не наоборот.

  4. У вас возникла потребность в создании личных кабинетов для совместной работы специалистов и клиентов, партнеров в единой экосистеме вашего бизнеса.

  5. Вы предоставляете сложные услуги — необходимо учитывать специфику сложной калькуляции заказа и формирования сложных коммерческих предложений. Такие функции не вписываются в возможности универсальных  CRM.

  6. Ваш бизнес предполагает сложный процесс согласования параметров проекта с подключением дополнительных специалистов и участников, поэтому важно обозначать нестандартные статусы и этапы работы над проектом. 

  7. У вашей компании сложная бизнес логика процессов.

  8. Есть видение и стратегия долгосрочного развития и масштабирования бизнеса.

Рекомендуем посмотреть статью о реальной истории перехода от Excel к CRM.

Разработка CRM на заказ: этапы работы

Главное преимущество заказной CRM-системы в возможности развивать ее функционал в нужном направлении. Когда вы пришли к выводу, что вам нужна собственная CRM-система, что вы хотите сами решать, каким будет ее наполнение, как  будут выстроены процессы, вы встаете на продолжительный путь по ее созданию. Вам предстоит пройти 8 ключевых этапов.

  1. Погрузиться во все бизнес процессы и описать их, либо разработать каждый из них от начала до конца. 

  2. Разработать концепцию CRM — описать видение того, как она должна работать, что в ней должно быть. Определить базовое ядро CRM и перспективы дальнейшего развития.

  3. Расставить краткосрочные и долгосрочные приоритеты. На этом этапе вам предстоит ответить на вопрос, что важнее на данном этапе, а что приоритетно в долгосрочной перспективе: скорость внедрения, стоимость, учет специфики бизнес процессов, безопасность, удобство.

  4. Выбрать разработчика.

  5. Составить ТЗ совместно с разработчиком.

  6. Проектирование и кодирование CRM выполняет разработчик, а вы контролируете процесс, оперативно и своевременно даете обратную связь.

  7. Тестирование и доработки — неотъемлемая часть работы над проектом, когда выявляются ошибки, устраняется некорректная работа системы или отдельных процессов. На этом этапе их разработчик устраняет.

  8. Внедрение в эксплуатацию. Ваша компания переходит на работу в новой CRM-системе.

Создание концепции CRM

Концепция – это документ, в котором тезисно изложено ваше видение проекта, описаны ключевые особенности и пожелания. Концепция существенно экономит время на общение с потенциальными разработчиками и дает структурированное общее понимание того, что вы хотите увидеть в итоге. 

Что должна содержать концепция проекта CRM-системы?

➢ Краткое описание проекта (1-3 предложения). Например, CRM для организации кейтеринга.

➢ Описание базовых модулей. Определитесь, какие роли следует предусмотреть в системе, кто ваш типовой пользователь и что он будет в ней будет делать. Например, Менеджер будет принимать заявки, Клиент — совершать заказ, Курьер — доставлять заказ, Официант — отмечать, что клиент заказ получил. 

Опишите основные функции каждой из ролей. Например, роль ­ Менеджер имеет следующие функции: обработка заявок, просмотр базы клиентов и курьеров, создание коммерческого предложения, формирование отчетных документов, отслеживание доставки до потребителя и т.д. 

➢ Требования к технологиям. Здесь следует указать хостинг, технологию используемых серверов - Windows или Linux, чтобы максимально  снизить стоимость IT-обслуживания. Это снимет лишние вопросы и упростит понимание с подрядчиком.

➢ Параметры проекта. Указывайте желаемую вилку, на которую рассчитываете. Например: срок от 3 до 7 месяцев, цена до 750 тыс. рублей.

➢ Требования к команде разработки. Вам должно быть комфортно работать с командой разработчиков, поэтому имеет смысл описать свои ожидания, попросить описать свое видение решения и способ реализации.  

Для примера оказалось посмотрите статью о личном кабинете CRM-системы для менеджера и клиента

Ключевые моменты, которые нужно учитывать при создании CRM

  1. Весь проект по созданию CRM-системы требует вашего участия, контроля и корректировок. Это позволит в итоге получить то, что вы ожидаете, а не то, что получится в результате неправильно понятой задачи.

  2. При разработке ТЗ совместно с разработчиком разделите проект на несколько этапов. Это упростит контроль за выполнением работы.

  3. Поэтапность в создании CRM-системы предполагает максимально быструю разработку базового функционала ядра системы в тестовом режиме и постепенное ее улучшение и расширение.

  4. Работайте по договору. Работу над каждым этапом оформляйте как дополнительное соглашение. Авторские права на систему должны принадлежать вам. 

  5. Контролируйте процесс работы над проектом не реже 1 раза в неделю. Давайте обратную связь по разработанному функционалу, чтобы оперативно можно было вносить правки и устранять ошибки по горячим следам.

  6. Сразу запросить доступ к коду. 

  7. Оговорите изначально разработку документации по каждому разработанному  модулю.

  8. Старайтесь не вносить крупные доработки в ТЗ до завершения этапа. Необдуманные изменения затягивают процесс, увеличивают стоимость и ведут к непредвиденным результатам. 

  9. Будьте последовательны. Вносите новые процессы постепенно и последовательно.

Гибкая CRM от Falcon Space на своем сервере

Ознакомьтесь с возможностями CRM от Falcon Space — это готовое решение, которое можно кастомизировать под нужды вашего бизнеса. Менять можно и внешний вид, и бизнес-логику, изменять функции и наращивать систему в будущем.

Что есть в Falcon CRM?

Решение создано на базе платформы Falcon Space, а значит наследует множество ее возможностей: 

Ознакомьтесь с демо-версией Falcon Service как CRM с личными кабинетами, чтобы лучше изучить функционал.

Заключение

Если у вас сложный продукт или услуга, продажа которого предполагает нестандартные бизнес-процессы, вы планируете развитие и масштабирование бизнеса, то CRM на заказ с возможностью развития для вас - оптимальный вариант.

Для создания системы вам нужно описать бизнес-процессы, разработать CRM-стратегию и создать концепцию будущей CRM. На этапе разработки потребуется ваш постоянный контроль за процессом и результатами, чтобы своевременно корректировать его. 

Гибкая CRM Falcon Service на базе  SQL от Fаlcon Space устанавливается на собственный сервер, обладает широкими возможностями и подходит для b2b-продаж.

Страница-источник на сайте falconspace.ru