.jpg)
Если брать определение Википедии, цифровизация (диджитализация, дигитализация) — процесс внедрения организацией цифровых технологий, сопровождаемый оптимизацией системы управления основными технологическими процессами.
Часто цифровизацию воспринимают как создание некой IT системы и ее использование в бизнес-процессах компании. Например, сайт создали, рекламу пустили, завели CRM - вот у нас уже идет цифровая трансформация полным ходом.
В этой статье я хотел бы дать свое понимание данного понятия. Это позволит взглянуть немного под другим углом на процесс внедрения цифровых решений новых технологий, и на ваши текущие процессы. Мы говорим о микробизнесе и малом бизнесе.
Как по мне, цифровизация - это переход от мышления в плане "давайте увеличим бюджет на рекламу, думаю лучше пойдет" к мышлению "для достижения цели 50 лидов в месяц при конверсии 2% нам надо дополнительно нагнать трафика 5000 посещений в месяц".
Цифровизация - это процесс оцифровки бизнес-процессов предприятия. Мы, люди, воспринимаем какую-то деятельность как последовательность неких действий. Вот взял рубанок, прошелся по изделию, получил некий результат.
Но на тот же процесс можно посмотреть и через числа:
Практически любую деятельность можно оцифровать.
Взять писателя - это количество страниц, глав, букв, проходов редактора, ошибки и т.д. Таким образом, можно всю деятельность писателя представить, как некие числа, меняющиеся во времени. Сегодня он написал столько-то страниц, завтра столько-то (и так множество параметров) - в итоге мы получаем картину (массив чисел), которые описывают деятельность писателя.
Заметьте, здесь вообще не идет речь про IT технологии. Цифровизацию можно проводить и без них! Цифровизация - это просто другой способ смотреть на те же самые бизнес-ситуации.
Ключевая идея этой статьи - цифровизация просто позволяет нам смотреть на все происходящее сквозь призму показателей, числовых метрик (в целом более подходящий термин был бы числовизация).
Почему цифровизацию так плотно связывают с IT? Поскольку IT сильно упрощает генерацию данных о клиентах и процессах, анализ и обработку этих данных. Сегодня для этого используются самые современные инструменты, включая искусственный интеллект.
Альтернативный вариант - это ручной учет. Данные собираются в тетрадки или Excel (что уже большой шаг вперед по сравнению с тетрадкой) и там анализируются и используются для принятия решений.
Важно не ставить телегу перед лошадью. IT и программное обеспечение - это просто инструмент для цифровизации. А главная задача - это оперирование числовыми показателями вместо ощущений.
Ну а зачем нам все это нужно, если можно просто по старинке делать все по ощущениям? Это вполне работающий способ, вероятно, большинство микробизнесов и работают по нему и некоторым даже удается быть успешным.
Вы не знаете, что работает, а что не работает. У вас есть общие догадки, но сложно сказать, насколько одна штука работает лучше другой. Если у вас есть конкретные метрики по 2 исполнителям и видно, что один дает результат в 2 раза лучше (в ЧИСЛАХ) при той же часовой загрузке, то вывод будет очевиден.
Числа позволяют немного уменьшить туман. Иногда люди специально напускают туман, убеждают в чем-то для того, чтобы вы приняли нужное им решение. Простой пример: "Да мы успеем к сроку. Сейчас чуть ускоримся". Если у вас есть график движения по этапу работ, то он гораздо точнее говорит вам о настоящем положении дел.
Не полагайтесь на уверения, смотрите на цифры.
Если нет точных показателей, то сложно как-то оценить улучшение. Если есть показатель, то он будет подсказывать, двигаетесь вы в правильном направлении или нет.
Классический пример - использование весов для похудения. Уже один факт ежедневного использования весов позволит позитивно влиять на вес. Почему? Вы будете каждый день получать обратную связь от весов о ваших успехах в борьбе с лишним весом. Это будет влиять на ваши действия. Хотите реально похудеть? Взвешивайтесь и фиксируйте 3 раза в день свой вес (частая обратная связь не даст вам забыть о проблеме лишнего веса).
Когда есть конкретный расклад по цифрам, то цель ставится простой - уменьшить такой-то показатель на 10%, увеличить выручку на 5% к такой-то дате и т.д.
С такими целями гораздо проще работать: легко понять все ли хорошо идет? достигли ли мы цели? нет необходимости полагаться на заверения.
Когда у нас нет цифр, мы живем в мире ощущения и магии. Каким-то образом мы должны выйти на новый уровень (опять же уровень определяется чисто на уровне ощущений).
В случае цифрового мышления мы можем декомпозировать любой показатель на составляющие.
К примеру, Прибыль - это Доход минус Расход.
Доход - это Средний чек на Количество транзакций за период.
Средний чек - это функция от объема оказываемых вами Услуг.
Объем услуг - это функция от вашего предложения для Клиента (например, Салон красоты может продавать доп услуги своим клиентам и влиять на Средний чек).
Такая декомпозиция хороша тем, что влияя на показатели нижнего уровня (кол-во мастеров или человеко-часов в салоне красоты), вы можете влиять на показатели верхнего уровня (выручка).
Кратко перечислим теперь, что дает автоматизация и цифровизация бизнес-процессов малому бизнесу:
Продолжение статьи Автоматизация бизнес-процессов с чего начать?
В продолжении мы расскажем, как сделать первый шаг, какой проект выбрать для старта, как автоматизировать рутину с помощью цифровых инструментов и сервисов. Вы узнаете, как автоматизированный сбор данных станет вашим преимуществом, как автоматическая обработка запроса от клиента из Москвы сэкономит время сотрудника, и какие необходимы этапы нельзя пропустить, чтобы эффективно работать и выбрать правильную программу для вашего бизнеса.