Как работает маркетплейс услуг
Маркетплейс — эффективная бизнес-модель для торговли товарами и услугами. В этой статье мы рассмотрим, как работает маркетплейс услуг и что общего у него с агрегатором.
Маркетплейс — эффективная бизнес-модель для торговли товарами и услугами. Эта модель торговли предполагает рыночные отношения на одной интернет-площадке, где одинаковые услуги могут предлагать разные поставщики. Исполнитель может выбирать исполнителя на свое усмотрение.
В сети представлены маркетплейсы с широким спектром услуг и агрегаторы услуг узкой специализации.
Data Insight прогнозирует увеличение доли маркетплейсов на рынке до 54 % уже к 2024 году. Вместе с тем, в России эта сфера онлайн площадок услуг только набирает обороты и пока представлена гигантами такими как profi.ru, YouDo, Avito и другими. Если верить прогнозам аналитиков, то за узкопрофильными маркетплейсами будущее.
В этой статье мы рассмотрим, как работает маркетплейс услуг и что общего у него с агрегатором.
Как работает агрегатор и в чем его принципиальные отличия от маркетплейса
Агрегатор работает по принципу сбора ссылок по определенному алгоритму со всех доступных сайтов и площадок, предоставляющих услуги. На сайте агрегатора отсутствует подробная информация об услуге и исполнителе, но на этом сайте можно узнать диапазон цен на услугу и выбрать оптимальную цену. Например, Банки.Ру помогает найти банк или МКО с самыми выгодными условиями кредитования. Но оформить кредит на сайте агрегатора вы не сможете — придется перейти на сайт банка и оформить заявку уже там. Заработок агрегатору приносит трафик, который он ведет на сайты поставщиков услуг, и реклама.
Маркетплейс — это торговая площадка, где разные поставщики услуг предлагают свои услуги, а заказчики могут найти нужного исполнителя для решения своей проблемы.
Непосредственно на площадке, где различные компании или физические лица предлагают услуги, их можно заказать и оплатить. Маркетплейсы зарабатывают на процентах от суммы сделок.
Как работает маркетплейс услуг?
Маркетплейс — это торговая площадка, которая объединяет поставщиков и покупателей услуг в одной или нескольких отраслях. Идея маркетплейса услуг в том, чтобы помочь заказчику и поставщику услуг быстро и легко найти друг друга.
Заказчик ищет исполнителя услуг с релевантным опытом и доступной ценой. У него есть два варианта:
-
Разместить заявку с заданием и выбрать среди тех исполнителей, кто сделает ставку и предложит свои услуги.
-
Из каталога выбрать с помощью фильтров исполнителя с релевантным опытом и предложить ему персональное задание.
Поставщик через личный кабинет получает заказ и обрабатывает его, взаимодействуя с заказчиком, если это онлайн-задача, либо вне площадки. Оплата, отзывы, управление репутацией осуществляется непосредственно на площадке через личные кабинеты.
Маркетплейс услуг может работать по одной из моделей: торговой площадки или аукциона.
Как работает торговая площадка услуг
Маркетплейс с моделью торговой площадки предполагает, что исполнители выкладывают свои услуги с фиксированной оплатой, как товар. Когда у клиента возникает потребность решить какую-то проблему, он находит подходящую услугу с фиксированной стоимостью и покупает ее.
Например, у Марь Ванны перегорела лампочка. Ей нужен электрик. Она заходит на маркетплейс услуг, находит услугу заменить лампочку. Фиксированная стоимость услуги 500 р. Пришел электрик в указанное время и заменил лампочку за указанную сумму. Или другая ситуация: человек создал сайт и ему на старте срочно нужны тексты по заданной тематике для первичного наполнения блога. Он пришел на биржу копирайтинга в магазин готовых работ, где нашел статьи по нужной теме с фиксированной оплатой. Он оплачивает выбранные работы и быстро наполняет блог сайта, чтобы он не был пустым.
Как работает аукцион услуг
Примером маркетплейса услуг, построенного на модели аукцион может быть биржа копирайтинга Адвего или Фриланс.ру.
В основе их работы лежит модель аукциона услуг. У клиента и исполнителя свои личные кабинеты. Через них они взаимодействуют друг с другом. Заказчик формирует задачу, которая попадает в общий каталог, который видят исполнители. Они откликаются на задачу и предлагают свою стоимость услуг. Заказчик выбирает среди претендентов подходящего исполнителя и передает задачу ему.
Схематично модель работы маркетплейса услуг по модели аукциона можно представить по такой схеме:
-
Клиент входит в личный кабинет
-
Клиент формирует задание
-
Исполнитель видит задание в каталоге
-
Исполнители 1-n оставляют заявки
-
Клиент сравнивает ставки и выбирает исполнителя
-
На счету клиента замораживается сумма стоимости задачи
-
Исполнитель сообщает о выполнении задачи
-
Клиент принимает работу
-
Исполнителю поступает зачисляется замороженная сумма на счет
-
Клиент оставляет отзыв о работе Исполнителя
Как начать работу с маркетплейсами с готовым решением Falcon Auction?
В базовой версии готового решения Falcon Auction предусмотрены необходимые для запуска модули с гибкой настройкой, обеспечивающие работу маркетплейса услуг по принципу аукциона.
-
Личные кабинеты Заказчика и Исполнителя с минимальным набором необходимых инструментов и функций. Для каждой из ролей нет ограничений по количеству пользователей.
-
Личные кабинеты Администратора сайта, Модератора сайта и Разработчика.
-
Аукцион проектов - это каталог заданий для исполнителей, на которые претенденты делают свои ставки.
-
Магазин готовых работ для легкого старта исполнителей.
-
Каталог исполнителей для демонстрации рейтинга исполнителей, позволяет самостоятельно предлагать задачи понравившимся исполнителям.
-
Арбитраж - функция администратора сайта для разрешения споров заказчика и исполнителя.
-
Модерация - функция для проверки контента пользователей площадки услуг на соответствие правилам и нормам, помогает пользователям корректно выстраивать запросы и отклики.
-
Оплата услуг электронной площадки и работы исполнителей за счет подключения платежной системы. Ее можно подключать и отключать по мере необходимости.
В зависимости от особенностей площадки, типа отношений и особенностей предоставляемых услуг настраивается бизнес-логика, которую при необходимости, можно быстро скорректировать. Количество кабинетов, ролей также можно менять в процессе кастомизации.
Как начать работу на маркетплейсе услуг?
Начать работу на маркетплейсе услуг, созданном на базе Falcon Auction, можно, зарегистрировавшись в качестве заказчика или исполнителя.
-
Зарегистрироваться в ЛК.
-
Заполнить данные профиля.
-
Изучить функционал и интерфейс личного кабинета, каталога, опубликованных заданий.
-
Исполнителю изучить каталог доступных заданий, сделать ставки, по возможности выставить свои готовые работы в магазине готовых работ.
-
Заказчику сформировать задание, ознакомиться с ассортиментом предложений магазина готовых работ, выбрать исполнителя.
-
Пополнить счет и перейти в активную фазу сотрудничества.
Узнайте обо всех доступных возможностях готового решения Falcon Auction, и ознакомьтесь с демо-версией.
- Шаг 1. Создать концепт проекта
- Шаг 2. Получить оценку бюджета (КП)
- Шаг 3. Заключить договор
- Шаг 4. Создать совместно техническое задание
- Шаг 5. Поэтапная реализация проекта